Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина Помощь родителям школьника в организации выполнения домашнего задания.

Управление образования, спорта и туризма администрации Советского района г.Минска


Помощь родителям школьника в организации выполнения домашнего задания.
Редко встретишь ребёнка, который с удовольствием выполняет домашние задания. Для многих родителей знакомая ситуация. Можно ли её изменить? Как родителям избавиться от этого «дамоклова меча»? Ясно, что проблема слржная, не имеющая однозначного решения. Сначала чётко определим, в чём состоитцель домашних заданий.Каждый учитель ответит, что домашняя работа нужна для того, чтобы ученик закрепил новые знания, потренировался в выполнении простых и сложных заданий, проверил себя, расширил свой кругозор. А психолог обязательно добавит, что домашняя работа — это единственный вид деятельности в семье, за которую ребёнок несёт персональную ответственность, а ешё она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время, И не любят дети делать домашние задания потому, что они уже в школе устали от учебного труда, а дома так много соблазнов! Рядом любимые игры, компьютер, книги, диван, на который так и хочется прилечь, холодильник, манящий своими «недрами».
Прежде всегоу маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с разной степенью успешности по различным учебным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: «Не хочет учиться...». Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости ни нагрянули, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо.
Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Наиболее сложно вырабатывается привычка у тех детей, у которых ещё не сформированы навыки самоконтроля, произвольного управления своим поведением, соответствующая возрасту самостоятельность. В этих ситуациях очень важны родительское терпение, постепенное приучение ребёнка к новому режиму дня. Возможно, родителям покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, вот тут-то и выясняется, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что может помочь ребёнку в данной ситуации, — это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё!
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, чтопо своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник очень хорошо это чувствует. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл ребёнок гулять во двор — его в любой момент могут позвать домой. Увлёкся он интересной игрой — ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти обедать. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, — значит уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.
Всем детям после школы необходимо принять пищу и отдохнуть, и только после восстановления сил приступить к работе. Многим помогает соблюдение чёткого распорядка дня. Для ребёнка слишком велико бремя ответственности, если ему приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Исходя из особенностей психики ребёнка, родителям нужно определить оптимальное время для выполнения заданий. После этого следует придерживаться расписания настолько чётко, насколько это возможно. Чёткое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» ребёнка и «усаживание» его за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью его ежедневного расписания. Целесообразно начинать работу свыполнения более лёгких заданий. Таким образом, у ребёнка оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что вызывает чувство удовлетворённости. Если по ходу выполнения домашнего задания вы заметили, что ребёнок устаёт (не удерживает вни­мание, крутится, ложится на стол), нужноорганизовать небольшие перерывы: можно перекусить, выпить чай, сделать несколько гимнастических упражнений, специальную гимнастику для глаз. Но ни в коем случае не смотреть телепередачи или звонить по телефону — это может подождать, так как после «такого перерыва» труднее вернуться к работе.
Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут. В тре­тьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвёртом — до 45 минут.
Вечером родителям следуетобязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому так важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Как правило, они в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребёнку: «Я думаю, что если ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ». Это побудит его вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Такое поведение взрослых порождает у ребёнка ощущение завершённости работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также фор­мирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесёт с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.
НЕПРАВИЛЬНО поступают те родители, которые заставляют делать задания вначале на черновик, по нескольку раз переписывать упражнения, добиваясь идеального исполнения.
В таких условиях процесс учения для ребёнка представляется непосильным, утомительным, не приносящим удовольствия трудом. И вряд ли он впоследствии будет демонстрировать познавательную активность, любить учебный труд.
Выполняйте с ребёнком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать его дополнительными заданиями. Помните, что ребёнок находится в школе 4-5 часов, и затем его рабочий день продолжается, когда он делает уроки дома. Жизнь ребёнка не должна состоять только из школьных заданий.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке». Совсем по-другому должен реагировать родитель, если ребёнок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. И главное — выполняйте домашние заданиявместе с ребёнком, а не вместо него.
Существует опасность слишком долгого и настойчивого участия родителей в совместном деле. Необходимо вовремя перестать делать за ребёнка то, что он способен делать сам. Обратите внимание на следующее правило:
постепенно снимайте с себя заботу о личных делах вашего ребёнка, передавая ответ­ственность за выполненное дело ему.
Если этого не происходит, ребёнок быстро понимает, что выполнение домашнего задания можно «повесить» на маму или папу. Уставшим родителям легче сделать всё самим (быстрее!!!), чем подробно объяснять. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! Сообразительным чадам это только вредит! Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ребёнком во время выполнения им домашнего зада­ния. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упрёков и порицаний. Тёплый, дружеский тон — самое главное в общении. «Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребёнком. Как только появляются «руководящие указания», работа вместе прекращается. Ведь вместе — значит на равных.
Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребёнка. Хвалите его не только за результат, но и за усилия, которые он прилагает. Чаще всего причиной отказов являются отрицательные переживания ребёнка. Как быть: заставлять или нет? Всё зависит от причин «непослушания».
Причина первая: ребёнок боится, что не сможет справиться с поставленными перед ним задачами. Многие дети просто панически боятся неудач, У большинства младших школьников этот страх провоцирует хаотичное, необъяснимое поведение: ребёнок вертится из стороны в сторону, не может сосредоточиться на чём-то одном и спокойно ответить на вопрос или; наоборот, «затормаживается», выглядит отрешённым. Причиной такого страха чаще всего являются ожидания родителей от своего ребёнка абсолютно успешной учёбы. В этой ситуации, во-первых, необходимо понять, какую непосильную ответственность вы возложили на детские плечи, во-вторых, запастись терпением и выдержкой, дать понять ребёнку, что вы любите его вне зависимости от успешности в учебной деятельности.Как только ребёнок поймёт, что боятся ему нечего, что вы всегда рядом, вы принимаете его таким, какой он есть, и готовы оказать ему помощь, он расслабится и работать ему будет гораздо легче.Если в такой ситуации взрослые будут кричать на ребёнка, ругать его, то это ещё сильнее напугает его и тем самым ухудшит ситуацию.
Причина вторая: ребёнок отказывается делать домашние задания, потому что они для него сложны и непонятны. Чтобы решить данную проблему, необходимо выяснить почему. Если ребёнок пропустил учебный материал — тогда его необходимо усвоить. Может быть, у него не сформированы какие-то познавательные процессы, мыслительные операции — разобраться в этом поможет психолог, он же предложит варианты развивающей или коррекционной работы. Если не можете справиться с имеющимися трудностями у ребёнка самостоятельно, наймите ему репетитора. Пусть специалист поработает с ребёнком.Как только порог под названием «трудно» будет прёодолён, желание отлынивать от работы пройдёт само собой.
Непонимание, как делать домашние задания, зачастую бывает связано с нечёткими инструкциями к заданиям в учебниках. Особые сложности у детей вызывают задания творческого характера, типа «Составь рассказ по картинке». «Расскажи про свою семью» и т.п. Поскольку у ребёнка нет опыта подобной работы, да и словарный запас невелик,взрослым нужно предложить алгоритм действий. Например, начни с описания по очереди того, кто изображён, дальше — что делают и т.п.
span class="simpleTextBold">Причина третья: Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребёнок отказывается от выполнения домашних заданий. Бывают ситуации, когда дети идут на открытое столкновение с волей взрослых: нарушают запреты и демонстрируют непослушание, в том числе отказываются от выполнения домашних заданий. И всё это только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей. В этих ситуациях один выход: больше времени уделять ребёнку и не только ухаживать за ним — кормить, одевать, давать ценные указания, но и проводить с ним свободное время, разговаривать на разные темы,демонстрировать свою любовь, заботу и внимание.
Если ребёнок получает низкие отметки не потому, что ему с трудом даётся предмет, а именно из-за неподготовленности к уроку, то родители вправе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора.Тогда ребёнок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.