
Название инновационного проекта
«Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся»
С 1 сентября 2024 года Государственное учреждение образования «Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина» продолжила реализацию инновационного проекта «Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся» (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2024 №345 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2024/2025 учебном году»)
Руководитель инновационного проекта
Маринюк Ольга Романовна, директор Государственного учреждения образования «Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина»
Консультант инновационного проекта
Тарантей Лариса Михайловна, профессор кафедры психолого-педагогического сопровождения образования государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Состав участников педагогов реализации инновационного проекта
В состав инновационной группы вошли творческие педагоги, которые постоянно следят за современным педагогическим опытом, стремятся внедрять в практику своей работы новые технологии.
Основная идея инновационного проекта
Основная идея инновационного проекта заключается в том, что взаимодействие института развития образования, учреждения образования и самого педагога позволит реализовать организационно-методические условия и внедрить научно-методическое обеспечение процесса развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде учреждения образования.
Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Под национальной идентичностью педагога в проекте понимается осознание, восприятие и оценку им собственной принадлежности к белорусской нации, базирующиеся на результатах личностного и профессионального самоопределения. Это проявляется в установках и отношениях, обеспечивающих компетентность в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде. Готовность педагога к реализации данного направления профессиональной деятельности является, в нашем понимании, компонентом его национальной идентичности. Это обусловлено тем, что национальная идентичность педагога проявляется им в профессиональной деятельности и выступает педагогической основой для формирования национальной идентичности учащихся.
Современное информационное общество предъявляет высокие требования к личности в аспектах мобильности, адекватности реакций на ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития. В условиях глобализации ослабевают связи индивида с национальной общностью. С одной стороны сложившаяся ситуация стимулирует процесс социальной трансформации, с другой – изменяет механизмы идентификации личности в современных условиях социализации.
В последнее десятилетие всё чаще предметом социально-гуманитарного анализа становится идентичность и идентификационные механизмы, под которыми понимается отождествление индивидом себя с определенной номинальной или реальной группой, или общностью.
На этапе становления и развития личности идентичность имеет особое значение, т.к. формирует чувство защищенности, обеспечивает преемственность в аспекте культурно-исторической памяти, сохранения традиций, осознания ценностных ориентиров развития и общности с определенной социальной группой. Это актуализирует дополнительную плоскость исследования идентичности – педагогическую, потому что возникает необходимость в управлении педагогами процессом формирования идентичности подрастающего поколения.
Понятие «идентичность» в научной литературе трактуется как многоаспектное. К примеру, в педагогике оперируют такими понятиями как «гражданская идентичность», «этническая идентичность», «гендерная идентичность», «профессиональная идентичность» и т.д. Одним из приоритетов развития белорусского общества становится национальная идентичность, поэтому проблема ее формирования находится в эпицентре образовательного процесса на всех его уровнях.
Цель инновационного проекта
Развитие компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде при взаимодействии в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог»
Задачи инновационного проекта
Организовать взаимодействие в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.
Реализовать организационно-методические условия развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.
Внедрить научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – учреждение образования – педагог» по развитию компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся.
Оценить эффективность модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся на основе выделенных критериев.