Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина Проблемы письма и чтения у школьников

О проблемах школьного обучения написано много. На полках книжных магазинов сотни книг с советами, как помочь детям в подготовке к школе, как научить читать, писать, считать, как развивать память, внимание, мышление, речь. Гораздо меньше книг о проблемах, ко­торые появляются не сразу, а во 2—3 классах. Родителей интересует: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет дру­зей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может? Все эти трудности неизбежно наклады­вают отпечаток на школьные успехи ребенка.

В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.

До сих пор в научных кругах идут споры по поводу терминов дислексия, дисграфия. К каким нарушениям чте­ния и письма они относятся, а к каким нет? Считается, \ что не все нарушения чтения и письма можно отнести к дислексии и дисграфии. Окончательное заключение выносят, конечно, специалисты, но, получив его на руки, родители встречают очень много непонятных слов. И, как правило, никто не объясняет, что же они означают. Вот наиболее часто встречающиеся термины из заклю­чений специалистов.

Дисграфия — расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письмен­ной речью. Ошибки, которые они делают при письме,специфические, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречают­ся часто: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написа­ние предлогов и приставок, мягкого знака; несоблю­дение границ предложения.

Дислексия — расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот на­вык, несмотря на нормальное интеллектуальное разви­тие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии — не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.

Дизорфография — особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений пись­ма. Проявляется в стойкой неспособности освоить ор­фографические навыки, несмотря на знание соответ­ствующих правил: «правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Такие на­рушения начинают развиваться примерно с 3-го класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.

ОНР — общее недоразвитие речи. При этом состоя­нии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое офор­мление речи, связная речь) не соответствуют возраст­ным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: вни­мании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное рас­стройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются на­рушения письменной речи.

Произвольность — умение заставить себя делать не то, что хочется, а то, что требуется в данный момент. Это касается и памяти, и умения сосредоточиться — концентрации внимания, а также различных видов деятель­ности. Маленькие дети с легкостью запоминают стихи, какую-то информацию, а в школе не могут выучить заданное стихотворение. С удовольствием подолгу зани­маются любимой игрушкой, но не могут сосредоточиться на домашних уроках.

ММД — минимальная мозговая дисфункция. Термин сугубо медицинский и такой диагноз может поставить только врач. Этот синдром проявляется у детей, перенес­ших гипоксию (кислородное голодание), или у недоно­шенных. По последним данным, к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, рас­стройствами внимания, имеющих нормальный интеллект, и легкие неврологические нарушения, не выявляющие­ся при стандартном неврологическом исследовании, или, с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических процессов.

Картина ММД имеет много вариантов и изменяет­ся с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко проявляются у школьников в первые годы обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью, особенно в раннем возра­сте. Они не могут на длительное время сосредоточить­ся на чем-либо одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного. Иногда возникают беспричинные приступы злости и не только по отношению к окружающим, но и к себе. Вначале школьного обучения у некоторых детей возникают  трудности, не связанные с умственным дефектом или поведением: может быть нарушено пространственное вос­приятие, счет и чтение (иногда эти процессы носят зер­кальный характер). С возрастом появляются и нараста­ют трудности в абстрактном мышлении. Особенно час­тыми бывают речевые нарушения. Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обста­новки, ровного отношения к ребенку как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, тре­бовательность, применять какие-то меры наказания, в то же время — нельзя ребенка излишне опекать. Это сложная задача и, как правило, без специальной помо­щи не обойтись.

В последние годы число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, увеличилось во много раз.

Огромное значение для овладения процессами чте­ния и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в разви­тии фонематического восприятия (различение на слух близких по звучанию звуков), лексико-грамматических сторон речи, звукопроизношения на разных этапах раз­вития является одной из основных причин дисграфии и дислексии.

В группу риска входят дети, не страдающие речевы­ми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию. Нечеткая команда, по­ступающая в структуры головного мозга от нечеткого артикулирования, да еще недостаточная сформированность фонематических процессов могут вызвать и не­четкие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

При обследовании ребенка специалисты проверяют уровень сформированности таких процессов, как вни­мание, восприятие, память, мышление. Смотрят, насколь­ко соответствует возрасту уровень сформированности пространственных, временных и латеральных (различе­ние лево - право) представлений, который, безусловно, влияет на уровень обучаемости ребенка.

Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оце­нивает сам себя? А как его оценивают близкие ему люди? Тестирование часто показывает, что мама или папа оце­нивают ребенка достаточно высоко с точки зрения его умственных способностей, но он этого не чувствует и считает, что его в семье считают несостоятельным. Так что, мало ценить что-то хорошее в наших детях, надо, чтобы они это знали и чувствовали.

И конечно, взаимоотношения между всеми членами семьи и с самим ребенком, его взаимоотношения со свер­стниками и учителями имеют очень большое значение.

Но вот у ребенка обнаружены признаки дисграфии. Что делать дальше?

Обязательно надо проконсультироваться у специали­стов. Проблема не является изолированной, решать ее надо в комплексе в первую очередь с логопедом, а также психологом,  возможно невропато­логом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребен­ком дома. Вот несколько советов.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

—  ничего не делается по мановению волшебной па­лочки, нужны время, терпение и система;

—  родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуа­ций как для ребенка, так и для окружающих;

—  необходимо выполнять все, что назначено специа­листом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться;

—  помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «лоботряс», не «тупой» и пр. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!

Еще один совет. Мы много говорим о важности ин­дивидуального подхода, но для его осуществления надо выявить эти индивидуальные особенности. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомен­дации специалиста, подумайте и решите для себя — какой он, ваш ребенок? каковы особенности его ха­рактера, поведения?

Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему предложите, другой уже через 7—10 мин не будет знать, куда деть руки и ноги.

Есть дети (на мой взгляд, они должны педагогов вол­новать больше всего), которые очень исполнительны. Они не сопротивляются, делают все, о чем их попросят. Такой ученик может заниматься очень долго. Не радуйтесь, этих «паинек» надо «расшевелить», вынудить принимать са­мостоятельные решения, вплоть до отказа заниматься тем, чем им не хочется.

Подвижных детей не стоит насильно заставлять вы­полнять какие-то дополнительные задания. Им бы на­браться терпения уроки сделать. И развитие фонемати­ческого восприятия, и звукобуквенный анализ, и разви­тие памяти, внимания — все это можно делать в любой обстановке — призовите свою фантазию. Это касается и учителя и родителей.

Например:

—  убираясь на кухне, в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предме­тов), где первым был бы звук [с] (или любой дру­гой);

—  возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он внимательно смотрел на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколь­ко всего машин проехало или что угодно;

—  учитель в начале урока, в качестве разминки, мо­жет задать любой вопрос (о здании школы, школь­ном коридоре или дворе), проверить память и вни­мание учеников (некоторые из них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только смотреть, но и видеть. Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие уп­ражнения;

—  придя с ребенком в магазин, взрослый может ис­пользовать время покупок для плодотворной ра­боты по развитию звукобуквенного анализа: по­просить найти на полке продукты с заданным зву­ком; устроить соревнование — кто больше найдет таких слов;

—  развивая слуховое внимание, попросите 1 мин не разговаривать, не объясняя причину; затем спроси­те, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

—  играйте дома в анаграммы, когда из одного длин­ного слова надо составить множество слов помень­ше; устройте соревнование.

Любые игры и просто действия, даже самые, казалось бы, незамысловатые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они при­несут пользу только тогда, когда выполняются на подъе­ме, без принуждения.

Вот то основное, что необходимо знать родителям, что­бы вовремя заметить возникшие у школьника пробле­мы с письмом и чтением.

 

© ГУО "Гимназия №30 г.Минска",

Почтовый адрес: 220100, г. Минск, ул. Куйбышева, 79/2
Электронная почта: gymn30@minskedu.gov.by
Телефон/факс приёмной (017) 375-99-08  
Телефон вахты (017) 375-10-61
Государственный регистрационный номер 1141101639 от 16.06.2011


                                                               

placeМеню раздела

 


 

НА ГЛАВНУЮ