Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина Музей

Управление образования администрации Советского района г.Минска


Музей Боевой и Трудовой славы ГУО "Гимназия № 30 г. Минска" имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина

Формирование патриотизма у подрастающего поколения является одним из главных направлений учебно-воспитательного процесса любого учреждения образования. Любовь к Родине, родному краю и его богатствам, знание истории своей страны, гордость за ее достижения, восхищение мужеством и героизмом соотечественников – непременные составляющие патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной личности.

В гимназии № 30 г.Минска много лет ведется систематическая многоплановая работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Она включает участие гимназистов в сборе и оформлении экспонатов музея, исследовательскую деятельность, создание авторских проектов военно-патриотической тематики, празднование 18 февраля для рождения летчика-героя Б.С.Окрестина, имя которого носит гимназия; проведение уроков –встреч «Есть такая профессия – Родину защищать», спортландий «Мужество, Отвага, Честь» совместно с курсантами Военной академии Республики Беларусь, ежегодно( (накануне 9 Мая) торжественного смотра пионерских отрядов школ Советского района на площади у мемориала гимназии.

Адрес блога http://museum-gymn30.blogspot.com

Фотогалерея
Научно-исследовательская и поисковая деятельность совета гимназии

Гимназия имени героя Б.С.Окрестина – это звучит гордо!

С 1966 года носит средняя школа № 65 города Минска Имя Героя Советского Союза Бориса Семеновича Окрестина – Гвардии старшего лейтенанта летчика – штурмовика ИЛ-2 74-ого штурмового авиаполка 1-й Гвардейской Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиадивизии, погибшего 6 июля 1944 в боях за город Минск (на 1109 день войны).

О жизни и подвиге Героя Советского Союза Бориса Семеновича Окрестина

Борис Окрестин – смелый, отважный летчик. В 21 год его грудь украшали орден Ленина, два ордена Великой Отечественной войны I и II степени, два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Красной Звезды, медаль «За оборону Сталинграда». 13 апреля 1944 года он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
В июне 1944 года 1-я Гвардейская штурмовая авиадивизия перебазировалась из Крыма в Белоруссию и вошла в состав 3-его Белорусского фронта. Боевые действия на территории Беларуси дивизия начала 23 июня, 74-ый Гвардейский штурмовой авиаполк, в котором служил Борис Окрестин, поддерживал наземные войска по уничтожению фашистов в «котле» под Минском. 6 июля 1944 года, находясь в воздухе, летчик-штурмовик старший лейтенант Борис Окрестин и его воздушный стрелок Виктор Солодухин заметили вражескую пехоту, пытавшуюся при поддержке танков вырваться из окружения. Советские воины с трудом удерживали натиск гитлеровцев, жестокие бои шли в районе сегодняшнего автозавода, поселков Обчак, Сосны, деревни Малое Стиклево. Авиаторы пришли на помощь пехотинцам. Окрестин первым бросил свой ИЛ-2 в пике, нанося пулеметным огнем большой урон противнику. В этом бою самолет Окрестина получил повреждение. Это был последний 406-й боевой вылет экипажа штурмовика ИЛ-2…. Объятую пламенем машину, командир экипажа Борис Окрестин направил в скопление немецкой техники.
Сегодняшнее поколение должно знать о них и помнить подвиг героев…
…Минута памяти, возложение красных гвоздик к бюсту героя.
Обращение ветеранов к молодому поколению. Фотография на память.
Нашему герою, если бы он был жив, исполнилось бы 18 февраля 2013 года 90 лет.

О соратнике Бориса Окрестина, воздушном стрелке В.Л. Солодухине

К сожалению, 65 лет нигде не упоминалось имя воздушного стрелка Гвардии старшины Виктора Леонтьевича Солодухина, который погиб вместе со своим командиром. Из материалов военно-исторического архива Подольска, полученных 17 ноября 2008 года, членам Совета музея удалось немного узнать о нем. Родился Виктор Солодухин в 1922 году в Курске. Его мама Надежда Николаевна проживала в Сталинском районе этого города на улице Октября, дом 40. Виктор в 1942 году окончил Объединенную военную авиационную школу воздушных стрелков. 17 мая 1943 года прибыл в 74-й полк.
Должность стрелка на ИЛ-2 была жертвенной, их погибало значительно больше, чем летчиков. Броней стрелок защищен не был, поэтому его хватало на 10-15 вылетов…. Солодухин совершил 65 (! ) боевых вылетов на ИЛ-2, налетав при этом 76 часов 45 минут. Провел 16 успешных воздушных боев с истребителями, сбит ни разу не был. 24 января 1944 года был награжден орденом Красной Звезды. Во время операции «Багратион» ему было суждено совершить 10 боевых вылетов на штурмовку врага.

День рождения героя

Накануне своего 50-летия, в сентябре 2009 года, школа стала гимназией № 30, и имя Б.С.Окрестина с честью передано гимназистам. Передана и традиция – отмечать 18 февраля День рождения Героя. В этот день в гимназии с самого утра торжественная обстановка. В вестибюле, где установлен памятник герою, в красивой хрустальной вазе букет гвоздик. В Вахте почетного караула через каждые 10 минут сменяются пионеры параллели 4-х классов. Пионерскому приветствию их научила ветеран гимназии Царева Фаина Яковлевна. В комнате детских и молодежных общественных организаций –праздничная атмосфера. Педагоги - организаторы Воронкова Екатерина Леонидовна и Воронков Дмитрий Владимирович проверяют новые билеты членов БРСМ, в этот день в актовом зале в ряды молодежной организации вступят 40 учащихся 8-х классов. Важно, чтобы это событие им запомнилось как торжественное и значимое.

Члены Совета музея Боевой и Трудовой славы к э тому дню готовят свои особые подарки:

- Горобченко Матвей, Кривоусов Никита, Поляков Егор в прошлом учебном году подготовили к дню рождения Героя – научно-исследовательскую работу «Без вести пропавших экипажей нет».
- Шакинко Алексей, Немкович Екатерина – научно-исследовательскую работу, посвященную военному творчеству известного белорусского художника Шакинко Леонида Исидоровича.

В 2012/2013 учебном году выпускники гимназии учащаяся 11 “В” класса Немковичя Екатерина создала серию мультимедийных открыток в формате JPEG, посвященных прославленным землякам – художникам Аракчееву Б.В., Шакинко Л.И ., Ждану В.И. - учащиеся 11 “А” класса Лойко Ольга и Шалькевич Вероника разработали и перевели на английский и белорусский языки обзорную экскурсию по музею.

В музее гимназии целый день распахнуты двери для всех желающих. Особые гости - ветераны Военно-Воздушных Сил Республики Беларусь:
Отруба Анатолий Георгиевич - ветеран Вооруженных Сил РБ, генерал майор войск ПВО;
Кулан Иван Николаевич – ветеран Вооруженных Сил РБ, полковник ВВС, военный историк;
Горобец Леонид Федорович - ветеран Вооруженных Сил РБ, полковник ВВС.
По традиции в актовом зале собираются учащиеся 8-11 классов, учителя, гости. На экране фильм «Поиск», посвященный истории школы Режиссер киностудии «Беларусьфильм» Муза Константиновна Заслонова снимает документальный фильм о школе в 1978 году. В фильме есть замечательные кадры о Сивакове Григории Тихоновиче – тогдашнем директоре школы, который возглавил поисковую деятельность школьников в 60- е годы прошлого века. Мемориал, посвященный летчикам-героям, павшим в боях за Беларусь, у здания средней школы № 65 г. Минска был открыт 6 ноября 1977 года. Его строительство, длившееся около 3 лет, было общим делом: ученики собирали металлолом и макулатуру, учителя и родители работали на строительстве. 150 тонн металлолома, собранных пионерами и комсомольцами школы, были превращены минскими тракторозаводцами в 30 тракторов «Беларусь». Увековечить память о летчиках-героях школе помогли: архитектор И.И.Есьман, скульптор В.В. Помейчук, инженеры Н.А. Бреслав, В.З.Левин. Работу выполнили строители Минского Ремстройтреста №1. Николай Поляков – автор скульптурного портрета Б.С.Окрестина.

Шефы – летчики 74-го штурмового авиаполка 1-ой Гвардейской Сталинградской штурмовой авиадивизии и лично генерал-полковник авиации дважды Герой Советского Союза Леонид Беда ходатайствуют перед командующим КБВО генерал-полковником Иваном Моисеевичем Третьяком о необходимости подарить школе боевой самолет МИГ-17, для установления его на вечную стоянку в школьном дворе. Еще один небольшой фильм – яркий рассказ о подвиге Героя Советского Союза Б.С.Окрестина выполнен Александром Морозовым, заведующим отделом ОНТ, выпускником СШ № 65 г. Минска. Фильм создан в канун 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. На протяжении 2-х лет транслировался по каналу ОНТ. Фильм об Окрестине – первый из большой серии фильмом, созданных на ОНТ и посвященных героическим страницам Великой Отечественной войны. В День рождения в актовом зале звучат песни о Беларуси, песни военных лет. Члены совета музея Боевой и Трудовой славы в заключении читают стихотворение, посвященное подвигу боевого экипажа щтурмовика ИЛ-2 № 9299 в составе командира Гвардии старшего лейтенанта Героя Советского Союза Бориса Окрестина и воздушного стрелка Гвардии старшины Виктора Солодухина.

В тот рассвет
Горела в обветренных реках вода.
В тот рассвет
Беларусь ожидала спасенья от злого врага.
Тот рассвет забыть?
Никогда…, никогда!
Боевую машину направил мальчишка России
В колонну врага!
Дышала земля
Горьким дымом сожженных лугов.
Оглушительный взрыв
Разорвал пелену облаков!
Тот июльский рассвет
Дал Окрестину право
В бессмертье войти…
Не успел он
Домечтать, долюбить и допеть.
Не успел он, Россия,
В полк, к друзьям
Долететь…, долететь!
Он погиб… Облака в синеву улетели.
На ветру темный лес
Зашумел, закричал о своем.
Он погиб… Людям сердце оставив,
Сам в бессмертье вошел!

Исследовательская деятельность старшеклассников на базе музея гимназии. Цель и задачи исследования.

Музей Боевой и Трудовой славы гимназии № 30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина посвящен пяти летным экипажам, 13 летчикам-героям Великой Отечественной, которые погибли в начальный период войны во время оборонительных боев за Минск, Могилев летом 1941 года и летом 1944 года в период наступательной операции «Багратион»..
Экипажи летчиков летом 1941 г. вылетали на боевые задания, вступали в бои с фашистскими «мессерами», отбивали атаки, получали смертельные раны. Их горящие самолёты падали на землю, взрывались в лесах, тонули в болотах… Подвиги летчиков долгое время были неизвестны, их боевые экипажи считались без вести пропавшими. Исследовательская работа «Без вести пропавших экипажей нет» выполнялась в 2011/2012 учебном году десятиклассниками Горобченко Матвеем, Кривоусовым Никитой и Поляковым Егором.
Перед исследовательской группой десятиклассников была поставлена цель - раскрыть подвиг военных летчиков Красной Армии, проявивших героизм и мужество в первых боях Великой Отечественной войны в июне – июле 1941 г. на территории Беларуси, боевые экипажи которых долгое время считались без вести пропавшими.
Были определены следующие задачи:
- систематизировать и обобщить информацию об участии летчиков в оборонительных боях в июне-июле 1941 года; установить исторические факты воздушных боев бомбардировщиков: ПЕ-2 и двухмоторного скоростного дальнего бомбардировщикав составе их воинских авиационных соединений.
- способствовать пропаганде подвигов летчиков двух экипажей, погибших в начале войны.

Поисковая работа учащихся

Первоначальные сведения об экипажах, фотографии, документы военных лет, остатки боевых самолетов были найдены поисковыми экспедициями школьников в 60-х годах во главе с директором школы Г.Т.Сиваковым. Григорий Тихонович Сиваков – уроженец Чериковского района Могилевской области, доброволец Красной Армии, капитан-артиллерист. Весну 1945 года встретил в Праге. С 1962 года по 1975 год работал директором СШ № 65. В этот период он и организовал поиск без вести пропавших экипажей летчиков. Материалы поисковых экспедиций были опубликованы в его книге «Военно-патриотическое воспитание школьников» и трижды экспонировались на ВДНХ СССР в павильоне «Народное образование» (1969, 1975, 1978 г.г.).
Сегодня члены Совета музея продолжают дело своих предшественников. Объектом исследования десятиклассников стали военные истории боевых экипажей бомбардировщиков: ПЕ-2, двухмоторного скоростного дальнего бомбардировщика и их воинских авиационных соединений, вступивших в бой с фашистами в первые дни Великой Отечественной войны на территории Беларуси и погибших в воздушных боях в районе деревни Каменец Минского района Минской области (29 июня 1941 года, 7-й день войны) и районе деревни Гижня Чериковского района Могилевской области (11 июля 1941 года, 19 день войны) .
Исследовательская деятельность учащихся включала изучение и использование архивных документов и материалов поисковых экспедиций школьников в 60-х годах прошлого века, чтению специальной военной литературы, воспоминаний участников войны, публикаций в газетах. Пристальное внимание уделялось экспонатам музея Боевой и Трудовой славы гимназии, связанным с именами военных летчиков и найденным поисковыми отрядами в 60-е года. Старшеклассников консультировали и помогали в работе также военный летчик, историк, ветеран 74-го штурмового авиационного полка Николай Николаевич Качук, военные летчики полковники - ветераны ВВС РБ Иван Николаевич Кулан, Виктор Филимонович Пилипчук, директор музея авиационной техники Юрий Александрович Петров.
Благодаря активной работе, ребятам удалось узнать военно-стратегическую обстановку на территории Западного Особого военного округа накануне войны, составить историческую справку, а также проследить хронологию первых тяжелых авиационных боев Великой Отечественной войны, убедиться в мужестве летчиков Красной Армии, установить тайну гибели экипажей ПЕ-2 и двухмоторного скоростного дальнего бомбардировщика при выполнении боевых заданий летом 1941 года в боях за Минск и Могилев. Особенно в работе учащимся помогала настоящая военная карта полетов, используемая летчиками ВВС Беларуси и подаренная музею гимназии в 2010 году В.Ф.Пилипчуком.

Героизм летных экипажей

Военные события летом 1941 г. развивались стремительно. В первые два-три дня войны боевые действия советской авиации по аэродромам противника носили стихийный характер. Известно, что ВВС Западного Особого фронта атаковали четыре аэродрома – Соколув, Седлец, Луков и Бяла-Подляска, но заметных результатов не достигли, так как действовали малыми силами. Немецкие самолеты уничтожались, по сути, только в воздушных боях. Это объяснялось отсутствием в штабах ВВС разработанных планов боевых действий по аэродромам противника, не сосредотачивались усилия авиации по уничтожению быстро наступающих войск противника, отсутствовало четкое руководство.
Проанализировав документальные источники, установили, что ВВС приграничных округов не смогли организованно отразить массированные налеты авиации противника, и понесли большой урон. 22 июня они потеряли около 1200 самолетов, в том числе 800 на аэродромах. Особенно пострадали ВВС Западного фронта (Западного Особого округа), где врагу удалось уничтожить 728 самолетов (47% боевого состава).
Военные события летом 1941 г. развивались стремительно. В первые два-три дня войны боевые действия советской авиации по аэродромам противника носили стихийный характер. Известно, что ВВС Западного Особого фронта атаковали четыре аэродрома – Соколув, Седлец, Луков и Бяла-Подляска, но заметных результатов не достигли, так как действовали малыми силами. Немецкие самолеты уничтожались, по сути, только в воздушных боях. Это объяснялось отсутствием в штабах ВВС разработанных планов боевых действий по аэродромам противника, не сосредотачивались усилия авиации по уничтожению быстро наступающих войск противника, отсутствовало четкое руководство.
Проанализировав документальные источники, юные исследователи установили, что ВВС приграничных округов не смогли организованно отразить массированные налеты авиации противника, и понесли большой урон. 22 июня они потеряли около 1200 самолетов, в том числе 800 на аэродромах. Особенно пострадали ВВС Западного фронта (Западного Особого округа), где врагу удалось уничтожить 728 самолетов (47% боевого состава).

Экипаж двухмоторного дальнего скоростного бомбардировщика 3-его корпуса дальнебомбардировочной авиации Главного Командования

Именно в эти июньские дни, 29 июня 1941 года экипаж двухмоторного дальнего скоростного бомбардировщика 3-его корпуса дальнебомбардировочной авиации Главного Командования в составе старшего лейтенанта В.Н.Сашихина, капитана А.Т.Дворника, сержанта Д.М.Янова, старшего сержанта С.С.Зуева получил от командования боевое задание – разгромить вражеские колонны, двигавшиеся по шоссе в направлении Вильнюс-Минск. С боевой задачей экипаж справился. Успешно отбомбившись, самолет лег на обратный курс. Но, как стало известно, бомбардировщик, выполнявший задачу без прикрытия штурмовиков, попал под обстрел вражеских зениток. Экипаж не вернулся на базу. В журнале потерь была сделана запись о гибели летчиков. Родным отправили похоронки. 31 августа в газете Орловского военного округа была напечатана статья о подвиге героического экипажа.
Воздушный бой разворачивался следующим образом. Осколками снарядов командир экипажа капитан А.Т.Дворник и старший сержант С.С.Зуев были убиты. Предчувствуя неизбежный взрыв баков с горючим, лейтенант В.Н.Сашихин приказывает сержанту Д.М.Янову покинуть самолет и сам прыгнул вслед за ним. При спуске на парашютах летчиков снова обстреляли, но земли они достигли сравнительно благополучно. В деревне Каменец Роговского сельсовета Минского района местные жители оказали летчикам первую помощь. Длинным и трудным был их путь через линию фронта. Но летчики добрались к своим и продолжили воевать. Подробности этой военной истории впервые узнали через 29 лет после окончания войны, благодаря поисковой деятельности старшеклассников школы.
Проанализировав информацию, сохранившуюся от первых поисковиков, в книге директора школы Г.Т.Сивакова, в старых газетах,, используя карту полетов, учащиеся смогли проложить маршрут боевого вылета бомбардировщика ИЛ-4, проследить главные направления, предположить дислокацию противника и определить главные точки – районы для бомбометания. Маршрут проходил по территории Беларуси и Литвы.
Военный аэродром дислоцировался в районе Могилева. Бомбардировщик должен был пролететь более 400 км до Вильнюса и вернуться обратно на базу. Скорость бомбардировщика составляла около 370 км/час, на борту находились более 2 тонн авиационных бомб, 3 пулемета. Весь боевой запас экипаж использовал для прицельного бомбометания, уничтожая скопление вражеской техники на главной магистрали: Могилев – Белыничи - Борисов – Бегомль – Докшицы - Глубокое – Шарковщина – Вильнюс.
Встреча бомбардировщика с немецкими истребителями произошла на обратном пути в районе поселка Радашковичи. Именно в этом районе находился оборонительный укрепрубеж (УР) Красной Армии, который в настоящее время называется «Линия Сталина». Экипаж бомбардировщика под командованием старшего лейтенанта В.Н.Сашихина выполнил боевую задачу, совершил подвиг, защищая Минск.

Экипаж скоростного бомбардировщика ПЕ-2 60–ого СБП (скоростной бомбардировочный полк) 49-ой авиадивизии

Вторая история связана с 60–ым СБП (скоростным бомбардировочным полком) 49-ой авиадивизии и экипажем ПЕ-2 в составе: капитана Николаева Михаила Моисеевича, старшего лейтенанта Богатырева Ивана Павловича, старшины Сылки Федора Андреевича. Авиационный полк участвовал 8 июля 1941г. в 1-ой крупномасштабной боевой операции, которую разработала Ставка командования ВВС, в нанесении одновременных ударов по аэродромам врага на широком фронте от Балтийского до Черного моря. Известно, первыми поднялись в воздух 125 бомбардировщиков дальней авиации, ночью нанесли удар по14 крупных аэродромам противника. На рассвете ВВС фронтов, атаковали еще 28 аэродромов, совершили 304 самолёто-вылетов.
К сожалению, исчерпывающих данных об эффективности этого удара не сохранилось. В оперативных сводках ВВС фронтов указывалось лишь количество пожаров и взрывов, вызванных действиями советской авиации.
Известно также, что ВВС Западного фронта сожгли и повредили в этот день на аэродромах 54 вражеских самолета. Исследователям стало известно, что в это число входят 5 фашистских самолетов, уничтоженных экипажем бомбардировщика ПЕ-2 60–ого СБП в первые дни войны.
Командир экипажа капитан М.М.Николаев и его товарищи имели боевой опыт, воевали в 1939 г. в Финляндии, вместе летали в сложных условиях, владели приемами прицельного бомбометания. Стрелок-радист экипажа Федор Сылка участвовал в воздушных боях у озера Хасан. Все члены экипажа имели боевые награды: орден Красного Знамени, Красной Звезды, медаль «За отвагу». Эскадрилья под командованием Николаева М.М. с самых первых дней войны громила фашистские переправы через реки Березина, Днепр, Сож, уничтожала живую силу и технику противника.
11 июля 1941 г. на 19-ый день войны эскадрилья вылетела из Рославльского аэродрома бомбить фашистов, прорвавшихся к берегам Днепра в районе города Рогачева, а также переправу на Березине.
Эта территория была ареной жестоких боев на земле и в воздухе. Возвращаясь с боевого задания, экипаж вступил в воздушный бой с пятью «мессершмидтами». Загорелся один фашистский самолет, полетели на землю останки второго. Но бой был неравный, загорелся и советский самолет, его пулемет продолжал стрелять, разил врага до самого последнего момента, до падения.
В полку три дня ждали пилотов, а затем, потеряв надежду, записали в журнале потерь «С задания не вернулся… Экипаж погиб в воздушном бою в районе деревни Гижня Чериковского района Могилевской области». Экипаж ПЕ-2 в боях за Родину уничтожил 7 фашистских самолетов.
В настоящее время о летных экипажа члены совета музея гимназии знают гораздо больше, чем их сверстники, искавшие следы без вести пропавших героев почти 35 лет назад. Знать мало, нынешние исследователи хотят, чтобы об этих смелых и отважных летчиках узнали как можно больше людей. Современные информационные технологии позволяют им достоверно рассказать о подвигах героев, размести в Интернете фотографии, документы, которые относятся к довоенному и военному времени.
Члены Совета музея Боевой и Трудовой славы гимназии № 30 продолжают работу по поиску родных и близких героев. Разместили информацию на военно-исторических сайтах Беларуси, России, надеясь на установление связей с воинскими соединениями ВВС, которые стали преемниками героического прошлого 60–ого СБП (скоростного бомбардировочного полка) 49-ой авиадивизии и 3-его корпуса дальнебомбардировочной авиации Главного Командования. Исследовательская работа учащихся 10 «В» класса была отмечена Похвальным отзывом (08.2012 г.) на научно-практической конференции учащихся средних учебных заведений Советского района г.Минска (секция «История»).

Материалы поисковых экспедиций школьников средней школы № 65 г. Минска

(из книги Г.Т.Сивакова. Военно-патриотическое воспитание школьников. Издательство «Народная асвета». Минск 1974 г.)
Из туристских походов школьникам стало известно, что во время одного из сражений с врагом в годы Великой Отечественной войны, когда шестерка «ИЛов» возвращалась с боевого задания и находилась над г.п. Богушевском, что на Витебщине, неожиданно ударила зенитная батарея врага. Один наш самолет взорвался в воздухе и упал. Второй штурмовик развернулся и вступил в единоборство с врагом. В пикирующем положении он обрушился на вражескую батарею и вел сокрушительный огонь из пушек и пулеметов. Но бой был неравным. Самолет закачался и упал в нескольких метрах от зенитки, зарывшись в болото. Кто были эти мужественные летчики? Вопрос очень взволновал школьников. Место нахождения самолета никто не знал, за многие годы здесь вырос большой лес.
Но экспедиционный отряд следопытов направился на поиски самолета, чтобы раскрыть еще одну тайну войны, вписать в страницы героической летописи новые имена. Долго искали ребята очевидцев боя, продолжались поиски в лесах и болотах. Вооружившись шурфами и специальными приборами, следопыты тщательно исследовали каждый метр болотной трясины и на трехметровой глубине обнаружили самолет.
Ребята знали, что в самолете могут оказаться бомбы и снаряды, что здесь не обойтись без военных, и они принимают решение написать командующему войсками Краснознаменного Белорусского военного округа генерал-полковнику И.М.Третьяку. Вскоре пришел ответ: Начальнику Витебского гарнизона дано указание помочь школьникам в извлечении самолета….
Вскоре в Богушевск прибыли и воины во главе с опытными командирами саперного дела. По просьбе следопытов директор местного совхоза выделил экскаватор. Следопыты с упорством, на протяжении ряда дней откачивали из котлована болотную воду, чтобы дать возможность саперам вести раскопки. Но вот самолет поднят, в нем найдены останки летчика и документы. Сейчас ребят волновал вопрос, сохранились ли в документах записи, которые помогут установить их владельца. В партийном билете отчетливо видно: Горбунов Владимир Михайлович. Здесь же , сложенный в четверо, листок бумаги. На ней графа – и надписи простым карандашом: список личного состава звена, подписанный лейтенантом Горбуновым. Все фамилии удалось прочесть. В толстой записной книжке летчика есть запись о приеме машины. Она датирована 22.02.1941г. Видимо, в это время и прибыл лейтенант Горбунов В.М. в полк, - догадались следопыты. В самолете были найдены штурманские принадлежности, а также личные вещи Горбунова. Внимание привлекли адреса, найденные в книжке:
- полевая почта 40341 Горбуновой З.М. Это, как выяснилось потом, был полк, в котором служила сестра летчика Зинаида Михайловна. Внимание следопытов привлек саратовский адрес: г. Саратов, улица Горького, 116. Горбунова Антонина Андреевна. Мать? Жена? С помощью райвоенкомата следопыты связались по прямому проводу с Саратовским райвоенкоматом, просили выявить родственников героя. Изучив их, они начали поиск родственников героев. На запрос в Саратов ответ пришел ночью, и не из Саратова, сообщал Астраханский райвоенкомат:
- члены семьи лейтенанта Горбунова найдены и выезжают в Богушевск.
А поиск, между тем, продолжался. Следопытов волновала судьба второго летчика – стрелка, который при падении самолета, очевидно, был отброшен в сторону. В результате напряженной работы на дне котлована удалось найти останки еще одного воина. При нем обнаружили письмо, адресованное сержанту Ивану Егоровичу Червову. Эта же фамилия значится и в списках – стрелок командирской машины. Так было установлено имя второго члена героического экипаж, который также четверть века считался пропавшим без вести. Вскоре в Богушевск прибыли из далекой Астрахани родные В.М.Горбунова. 85-летняя мать Пелагея Ефимовна – его дочь и две сестры. На похороны героев шли и ехали колхозники, рабочие, служащие, школьники, воины со всего Сеннецкого района. На траурном митинге было зачитано постановление исполкома о присвоении одной из улиц имени В.М.Горбунова, решение бюро райкома партии и районного исполкома о занесении в Книгу Народной Славы района имен летчиков-героев В.М.Горбунова и И.Е.Червова. Мать героя удостоена звания «Почетная гражданка Богушевска». Ей была передана шкатулка с белорусской землей. Гремят залпы салюта, звучит государственный Гимн СССР. Под звуки авиамарша проходят мимо могилы героев наследники их боевой славы – воины почетного караула, следопыты 65-й школы.
Вот что пишет летчик-ветеран А.И.Шалимов, фамилия которого значилась в списке личного состава звена, найденном в кандидатской карточке В.М.Горбунова. В своем письме красным следопытам:
- Группа в составе 16 самолетов ИЛ-2 (в том числе и звено лейтенанта Горбунова, а я летел с ним в паре) вышла на задание. При подходе к цели группа была встречена сильным зенитным огнем противники. Преодолев завесу разрывов, мы спикировали. Бомбы, огонь пушек и пулеметов обрушились на врага. Перестроившись в боевой порядок «левый круг», группа начала парами штурмовать отступающую колонну, расстреливая разбегавшихся фашистов. На втором заходе в момент перехода в атаку (в гуще разрывов зенитных снарядов) самолет командира вдруг резко накренился, развернулся в мою сторону (а я - находился справа, в 30-50 метрах) и скрылся под моим самолетом. Ведущий ИЛ-2 сзади спикировал за командиром.
Мы несколько дней ожидали возвращения товарищей. Но они не вернулись… Отозвались и люди, чьи фамилии сохранились в записной книжке В.М.Горбунова: В.А.Анцух и А.И. Литов. Школьники пригласили их к себе в гости. Боевые друзья рассказали ребятам о том, как сражался и героически погиб экипаж штурмовика. Так и эта тайна войны оказалась раскрытой, еще одна могила перестала быть безымянной.
Учитель географии, руководитель музея Боевой и Трудовой славы
ГУО "Гимназия № 30 г.Минска" Тамара Геннадиевна Лоскутова