О необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Задача логопеда – помочь таким детям. Нарушения речи бывают двух видов: нарушения устной речи (как ребенок говорит) и нарушения письменной речи (как он пишет). Основное внимание логопеда в школе направлено на коррекцию письменной речи. Дефекты устной речи должны быть замечены внимательными родителями и исправлены до школы логопедом поликлиники или детского сада. Какие же ошибки на письме привлекают внимание логопеда?
1) пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил»(крокодил).
2) перестановки букв и слогов – «онко»(окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал).
3) недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопа» (лопата), пропуск мягкого знака – «силный» (сильный).
4) наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка), «клюквава» (клюква).
5) искажения слов – «наотух» ( на охоту), «хабаб» (храбрый).
6) слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене).
7) неумение определить границы предложения в тексте – «Мой папа шофер. работа шофера трудная надо хорошо. знать машину после школы я тоже. буду шофером».
8) замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапоги» (сапоги).
9) нарушения смягчения согласных – «смали» (смяли), «Васа» (Вася), «кон» (конь).
10) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «подороге», «на ехал».
11) различные нарушения согласования слов – «Саша и Лена собирает цветы». «Дети сидели на большими стульями». «На поляне пять желтенькие цыплята».
Если в конце 1класса вы видите такие ошибки у своего ребенка в тетрадях по русскому языку, то вам необходимо обратиться к логопеду школы. Уже давно и бесспорно доказано, что ребенок страдает тем или иным речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, не сюсюкать, не искажать свою речь, подражая детской, постоянно обращать вни мание ребенка на окружающие его предметы, называть их, рассказывая об их назначении. Чем шире и богаче словарь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли вслух. Очень важно научить ребенка спрашивать о новых словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывают много непонятных ему слов и выражений. Сами взрослые не всегда могут определить, что именно непонятно ребенку. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное выражение или слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже очень хорошей детской книжки будет бесполезным занятием. Родителям очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Это умение тоже должно сформироваться еще до школы. Развивайте память. Учите с детьми стихи. Следите за своей речью. Обращайтесь вовремя к специалистам: логопеду, психологу, психоневрологу, ортодонту, стоматологу. Четкая, правильная, выразительная речь ребенка – залог хорошей успеваемости в школе и в жизни.