Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина В помощь учителю

Управление образования администрации Советского района г.Минска


 Специфические ошибки письма

Дисграфия является частичным расстройством письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок,  что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

К специфическим ошибкам письма относятся:

 

1. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия

Замены и смешения:

· глухих – звонких согласных (в сильной позиции согласного звука)

 «деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок);

·   твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые - мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме)

«конки» (коньки), «пен» (пень), «патка» (пятка);

· заднеязычных согласных (к-х, г-х)

   «мохнуть» (мокнуть);

·  свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ)

«скола» (школа), «нещёт» (несёт);

 

· аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ)

«чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);

·  сонорных согласных (р-л)

«ропата» (лопата), «мороток» (молоток);

·   смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю);

«лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый).

 

2.  Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).

«пишёл» (пришёл), «акать» (лакать), «рябна» (рябина);

«кинга» (книга), «лимана» (малина); «весена» (весна)

3. Ошибки в написании графически сходных букв.

·    Оптические     (о-е, с-е, у-д);

·    Кинетические    (и-у, п-т, м-л, б-д);

·    Зеркальность.