Полезная информация:
Как утихомирить учеников
Как учителю познакомиться с учениками
Общие рекомендации молодому специалисту
Основные проблемы молодых специалистов
От чего зависит дисциплина на уроке
Как вести себя учителю с учениками
Как наладить дисциплину на уроке
Программа по адаптации молодых учителей в гимназии
Основные направления адаптационной работы:
- знакомство с гимназией, представление молодого учителя коллективу гимназии на педагогическом совете;
- анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного года);
- закрепление учителя-наставника за молодым специалистом;
- заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства.
Цель программы – обеспечение постепенного вовлечения молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; становление профессиональной деятельности педагога.
Задачи программы:
- Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в образовательный процесс.
- Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Основные направления работы по реализации программы
1. Составление плана работы заместителя директора по учебной работе с молодыми специалистами
План работы заместителя директора включает в себя создание оптимальных условий для успешной работы, ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами, оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков, проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
5 . Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
6. Работа по программе адаптации молодого учителя – составная часть методической службы школы.
В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы гимназии.
Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы гимназии.
Предлагаются следующие вопросы для обсуждения на методических объединениях:
«Особенности организации работы на уроке».
Особенности организации дополнительных и стимулирующих занятий, как со слабоуспевающими учениками, так и с учениками с высоким уровнем мотивации к обучению; развитие познавательных интересов учащихся разных возрастных групп, соблюдение преемственности в обучении.
«Нетрадиционные подходы в обучении»
Активизация деятельности учащихся путём использования нетрадиционных приёмов и методов; роль урока-игры в повышении познавательной активности учащихся, инновационные методики организации учебной деятельности (технологии модульного обучения, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности и др.), использование информационных технологий в преподавании.
«Воспитательный фактор учебного занятия»
Воспитание сознательной деятельности и её роли в повышении уровня овладения общеучебными умениями и навыками; конфликтные ситуации на уроках и пути выхода из них; роль уроков в воспитании патриотизма, национального самосознания, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения учащихся к окружающей среде.
При проведении методических объединений организуется обзор новинок методической литературы, проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования, проводится систематизация опыта педагогов гимназии.
Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся.
Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
Планируемые результаты программы
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Умение проектировать воспитательную систему
Умение индивидуально работать с детьми.
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.