Проблема преодоления нарушений письменной речи у учащихся начальных классов в последнее время приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабоуспевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развитии письменной речи. Нарушение письма осложняют усвоение учебной программы, оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и являются частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины «дисграфия»(от лат. «графо» — пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо»—читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней этих нарушений (полной невозможности чтения и письма) иногда употребляются термины «аграфия» и «алексия».
Причинами возникновения алексии и аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии. В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести.
У ребенка дисграфия и дислексия часто бывают связаны с различными нарушениями речи: дислалиями, дизартриями, алалиями — и выражаются в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи.
Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.
К специфическим ошибкам дисграфика относятся:
1) ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения);
2) искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица—улца), согласных (снег—сег) и целых слогов (барабан — баран), перестановки слогов (пустила — путисла);
3) раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел...) и совместное написание двух слов (настоле, вруке...);
4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе...), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках), родовых (большой мальчика) и в управлении (читал книга...);
5) ошибки оптического характера — замены букв по графическому сходству (ш — и,т — п, л — м, е — в, ы — и, х — ж, н — ю...) и по расположению в пространстве(е — з, б — д, т — ш...).
Очень часто учащиеся не могут применять на практике правила написания безударных гласных, звонких и глухих в середине и конце слова.
В чтении характерны следующие ошибки: неправильное прочтение букв (замены, смешения), недочитывание концов слов, неправильные ударения, пропуски слова, строки, искаженное понимание читаемого. Иногда же устная речь оказывается правильной или же значительно более правильной, чем письменная.
Специфические ошибки неодинаковы у разных школьников, но характерные ошибки каждого школьника могут удерживаться у него при переходе из одного класса в другой. Они не соответствуют длительности его обучения и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию как со стороны педагога, так и самого ученика,т. е. оказываются очень устойчивыми и требуют анализа их в каждом данном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа. Тщательный анализ всех ошибок, которые делает тот или иной дисграфик, и их соотношение с его устной речью могут в значительной степени вскрыть ту причину, которая лежит в основе его затруднений.
Задача логопеда вовремя выявить предпосылки дисграфии и провести работу по предупреждению нарушения письма, учитывая механизм нарушения, его симптоматику и психологические особенности учащихся, опираясь на знания основных принципов коррекции, методов и приемов работы.